Тема недели «Встречаем птиц»

 

Цель:
формировать представление детей о перелетных птицах, условиях их обитания, роли человека в жизни птиц.

Планируемый результат:
Изучая вместе со взрослым удивительный мир птиц у детей формируется положительное отношение к миру природы, умение сопереживать, нести ответственность за проступки.

Итоговое мероприятие:
Фотовыставка поделок из пластилина, бросового материала, аппликации или рисунков на тему: «Встречаем птиц», декламирование стихов.

Время для каждого вида деятельности детей старшей группы не должно превышать 25 минут.

 

Понедельник – формирование целостной картины мира.

• Видеоурок «Перелётные птицы весной»

• Видеоурок «Перелетные птицы Детям про птиц»

• Мультфильм «Про кота, Васю и охотничью катавасию» (1981) мультфильм СССР

1. Обсудите с ребенком просмотренный видеоматериал.
2. Попросите его напомнить вам названия перелётных птиц.
3. Рассмотрите вместе иллюстрации с изображением птиц, обратите внимание на строение птиц, найдите общее и разницу.
4. Предложите ребенку нарисовать или слепить понравившуюся птицу.
5. Предложите ребёнку выучить стихотворение.

Скворец
Скворец поменьше, чем ворона,
Зато побольше воробья —
Он из скворечни как с балкона,
Поёт не хуже соловья!
Хотя мелодия попроще,
Но душу тронет голосок,
И ждать не надо тёмной ночи —
Он днём найдёт для вас часок!
Наш скворец одет по моде
Чёрный фрак, и перья вроде,
С переливом на спине,
Что-то ищет в старом пне.

Сергей  Газин

 

Ласточка
Улетела ласточка
За тридевять земель…
Возвращайся, ласточка!
На дворе апрель.
Возвращайся, ласточка!
Только не одна:
Пусть с тобою, ласточка,
Прилетит Весна!

Борис Заходер

 

Вторник – Развитие речи

Цель: учить детей образовывать множественное число существительных; понимать образный смысл загадок; обобщить полученные знания по теме «Перелетные птицы».

Планируемый результат: дети умеют правильно называть детёнышей перелётных птиц; расширяется и активизируется словарь; развивается память.

  • Послушай загадку:

Кленам, липам и дубочкам
Новые дарю листочки,
Милых пташек приглашаю
Возвратиться с юга
И на север провожаю
Зимушку-подругу.
(Весна)

— А как ты догадался? (Ответы детей)
— Какие весенние месяцы ты знаешь? (Ответы детей)
— Назови, пожалуйста, приметы весны?
(Дни стали длиннее, а ночи короче; солнце светит ярче и греет, прилетели птицы…)
(Ответы детей)
— Молодец! Как назвать одним словом всех птиц, которые улетают зимовать в тёплые края?
(Ответы детей)

 

  • Игра «Хорошо — плохо»

Что хорошего в том, что птицы улетают от нас?
(Зимой холодно в наших краях, им негде укрыться от ветра и снега, а на юге тепло; голодно, птицам нечем питаться, так как все насекомые зимой спят, а в теплых странах насекомые водятся круглый год.)

— Что плохого в том, что птицы улетают от нас? (Мы не видим птиц, не слышим их пения; многие птицы, когда перелетают, погибают в пути, не выдерживают трудной дороги и т. д.)

В старину на Руси люди ждали с нетерпеньем прилёта птиц, собирались в хороводы и пели заклички – песенки, призывающие птиц, тепло, новое возрождение жизни.

Как ты думаешь, какая первая забота у птиц весной?
(Поправить старые гнезда и построить новые)
Из чего строят гнезда птицы?
(Из сухих травинок, веточек, соломинок, пушинок, лоскутков, мха, березовой коры и др.)
Где птицы строят свои гнезда?
(На деревьях, на земле, под крышей, под балконом, в кустах)
Грачи, вороны, сороки строят гнезда на высоких деревьях, гнездятся стаями. Иногда на дереве можно увидеть сразу несколько птичьих гнезд.

 

  • Чем питаются птицы?


Птицы питаются насекомыми. Назови!
Птицы питаются семенами
Птицы питаются личинками
Птицы питаются растительной пищей
Птицы питаются мелкими грызунами.

 

  • Игра «Назови птенчиков»

Журавли – журавлята.
Грачи – грачата.
Гуси – гусята.
Скворцы – скворчата.
Утки — … .
Кукушки — … .
Стрижи — …

 

  • Перескажи рассказ по вопросам:

Прилетели грачи.
Первыми прилетают грачи. Еще кругом снег, а они уже тут. Отдохнут грачи и начинают гнезда вить. Вьют гнезда грачи на вершине высокого дерева. Грачи птенцов своих выводят раньше, чем другие птицы.

1. Какие птицы прилетают весной первыми?
2. Что сразу начинают делать грачи?
3. Где они вьют гнезда?
4. Когда они выводят птенцов?

 

  • Предложите выучить стихотворение

Сергей Погореловский
Наши гости
Мы вставали ночью даже,
Из окна смотрели в сад, —
Ну когда же,
Ну когда же
Гости наши прилетят?

Ну когда же
Звонкой стаей
Защебечут у окна?
Может быть, они не знают,
Что вернулась к нам весна!?

Что скворечник ждет их новый,
Что проснулись луг и сад…
Все гостей встречать готовы;
Что же гости не летят?

А сегодня поглядели, —
На ольхе сидит скворец.

Прилетели…
Прилетели!
Прилетели, наконец!

 

  • Конструирование «Аисты в гнезде»

Источник: Materinstvo.ru

Цель: расширять и закреплять умение детей работать с бумагой (сгибание, складывание), подручным материалом; развивать воображение.

 

  • Предложите детям послушать загадки:

Людей почти он не боится,
На крыше дома вьёт гнездо,
И где решит он поселиться —
Навеки в дом войдёт добро…
(Аист)

Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту З
а лягушками к болоту.
(Аист)

  • Спросите ребёнка каким он представляет себе аиста. Сверьте с иллюстрацией его представления. Обсудите строение тела аиста: длинные ноги, длинная шея, длинный прямой клюв, небольшая голова по отношению к туловищу.
  • Предложите ребёнку сделать аиста из подручных материалов.
    Похвалите за выполненную работу.
    Поиграйте с ребёнком сделанными игрушками.

 

Среда

Формирование элементарных математических представлений

Цель: формировать у детей понимание того, что некоторые предметы можно разделить на равные части. Учить детей называть части: половина, одна половина, две половины, равные части. Показать детям, что целый предмет больше любой своей части, а часть меньше целого.

Планируемый результат:
Дети свободно манипулируют такими понятиями как — разделить поровну, разделить на две части, половина, Целое больше, часть меньше.

Итоговое мероприятие:
Демонстрация полученных навыков деления на равные части.

  •  Предложите детям определить (исходя из умения вашего ребёнка считать до определённого числа) сколько игрушек лежит на столе.

Дети считают.

— Сколько кубиков? (Дети отвечают)

— Как ты узнал? (Дети отвечают)

— Сегодня я научу считать по-другому. Пришли в гости две девочки, я хочу угостить их пирогом, яблоком,конфетой, печеньем, но у меня только по одному. Как быть?!!
Не спешите с ответом, дайте детям время подумать.
(Дети отвечают)

Если дети затрудняются с ответом, наводящими вопросами подведите к пониманию того, что надо разделить пирог (а затем печенье, конфету, яблоко) пополам, или на две равные части.

Разделите предметы, каждый раз фиксируя внимание детей на том, что получаются равные части.

— Я хотела подарить Маше закладку для альбома, но и Лена хочет закладку. Что же сделать, ведь закладка у меня одна?
(Дети отвечают)

Уточните, что закладку надо разрезать пополам, на две равные части. Покажите: сложить пополам, разрезать.

— Сколько получилось половин?

Сравните, демонстрируя равенство

— Наши гости теперь хотят рисовать, но у меня только один лист бумаги! Сделайте паузу, дайте детям высказаться.
(Дети отвечают)

Ожидаемый ответ: надо разделить его пополам, на две равные части. Проговорите эту фразу, если дети не озвучили. Разделите, покажите, что получилось.)

— Сколько частей дать Маше?
Дети: одну.

— Сколько частей дать Лене?
Дети: тоже одну.

Предложите детям самим разделить лист бумаги пополам, помогите при необходимости советом, показом.

Возьмите одну часть и целый лист, сравните (приложите один к другому, спросите:«Что больше, целый лист или его половина?». Дети видят: целый лист бумаги больше, чем одна вторая часть, и дают соответствующий ответ.

Закрепляя пройденный материал через некоторое время измените иллюстративный материал: в гости приходят другие персонажи, меняется меню, в набор продуктов включите бутылочку с водой. Заранее налейте туда два маленьких стаканчика, такие же стаканчики поставьте гостям во время занятия. Момент деления воды на две равные части будет новым на этом занятии; в результате у детей появится представление о том, что воду тоже можно разделить пополам и для этого ее нужно померить.

Художественно – эстетическое развитие.
Аппликация.

 

Четверг

Развитие речи

Цель: познакомить детей с новым художественным произведением К.У. Ушинского «Ласточка»; формировать навык связного последовательного пересказа.

Планируемый результат: ребёнок делает пересказ с помощью взрослого и наводящих вопросов, сформированы элементарные представления о жизнедеятельности ласточки.

Отгадай загадку:
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет –
В лесу подснежник расцветет.
— Как ты думаешь, о каком времени года говорится в загадке? (Весна)
— Какой сейчас месяц весны? (Апрель)
— А зиму с весной не перепутаешь? Давай проверим!
— Зима ушла, а весна … (пришла).
— Зима холодная, а весна … (теплая).
— Зимой солнце морозит, а весной (греет).
— Зимой сугробы высокие, а весной (низкие).
— Зимой надевают шубы, а весной (куртки).
-А хорошо ли ты знаешь приметы весны?
— Что весной бежит, журчит? (ручей).
— Что весной капает, звенит? (капель).
— Что весной греет, светит, припекает? (солнце).
-Да, пришла весна, за окном месяц апрель, но зима не отступает еще. То подморозит, то снег пойдет, то ветер подует.
-Весной в природе появились новые яркие цвета. Какие?
Листья, трава – зеленые.
Небо — голубое, синее.
Солнце — ярко-желтое.

Молодец!

А теперь поиграем в игру «Назови ласково»

Солнце — солнышко
лист – листочек
сосулька — сосулечка
дерево — деревце
капля — капелька
туча — тучка
ручей — ручеек
птица — птичка
цветок — цветочек
гнездо — гнездышко
дождь — дождик
снег — снежок
Куст — кустик
зонт — зонтик
сапог — сапожок

 

— Посмотри на картинку, что это за птица? (Скворец)
— Скворец это перелетная птица, то есть он улетает в жаркие страны осенью. А весной возвращается.
— А кто делает домик для скворца? (Человек)
— А как называется этот домик? (Скворечник)
— А домики, которые сами строят себе птицы, как они называются? (Гнезда).
— Где птицы строят себе гнезда? (на деревьях).
— А из чего делает гнездо ласточка мы узнаем, прочитав рассказ
Константина Ушинского. Посмотри на его портрет.
— В рассказе встретится незнакомое слово – ил.
Это вязкая масса на дне реки или озера.
Чтение рассказа К.Ушинского «Ласточка».

Из чего ласточки делают свои гнезда?
О ком этот рассказ?
Что однажды хотел сделать мальчик?
Почему он хотел это сделать ?
Он плохо хотел поступить?
Кто его остановил?

Давайте перескажем рассказ по очереди, кто первый?

Перескажите рассказ первым, если ребёнок затрудняется.

Игра
— Давай я буду бросать тебе мячик и задавать вопрос, а ты бросай обратно и отвечай:
— Весна какая? (теплая, солнечная, яркая, долгожданная)
— Солнышко какое? (теплое, желтое, радостное)
— Небо какое? (голубое, пасмурное, яркое, солнечное, облачное)
— Деревья какие? (молодые, цветущие, зеленые)
— Одежда весной какая?
— Погода весной какая?
— Травка весной какая?
— Цветы весной какие?
— Настроение весной какое?

А теперь давай вспомним рассказ про ласточку. Только представь, что ласточка, вернувшись домой, не обнаружит свой домик!
Каково ей? Значит мы должны помнить всегда, что разорять птичьи гнезда нельзя!
Рисование
«Цветик – семицветик»
Цель: продолжать знакомить детей с цветами радуги. Закреплять умение передавать разные цвета и оттенки, смешивая краски с белилами.
Планируемый результат: выставка работ.

Напомните ребёнку сказку В. Катаева «Цветик-семицветик».   Спросите, хотел бы он, чтобы ему подарили такой волшебный цветок. Поинтересуйтесь, какие желания он бы загадал. Предложите нарисовать цветик-семицветик.

– Сколько лепестков у этого цветка? (Семь.)
Причем каждый лепесток своего цвета, покажите образец цветика-семицветика.
Предложите нарисовать в центре листа круг (сердцевину), а вокруг семь лепестков. Попросите назвать, а если затрудняется, назовите вместе цвета лепестков (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).
Выучите фразу «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», в которой первая буква слова совпадает с первой буквой соответствующего цвета.

Ребёнку нужно в этой последовательности закрасить лепестки. Поинтересуйтесь, что надо сделать для получения оранжевого цвета. Надо смешать на палитре красную и желтую краску, для голубого – синюю и белую, фиолетового – красную и синюю.

Получился волшебный цветик-семицветик.

Наверх