Тема недели «Встречаем птиц»

 

Цель: закрепить представления детей о перелетных птицах.

 

Задачи:

  1. Обобщить представление детей о весне (солнце светит ярко, бывают дожди, грозы; земля и вода прогреваются солнцем, становятся тёплыми; тает снег, сосульки; появляются почки на деревьях, кустах, вырастают и зацветают растения, деты легко одеты), о птицах весной (прилетают птицы, начинают вить гнезда и выводить птенцов).
  2. Воспитание бережного отношения к птицам (рассматривать, не нанося им вред, кормить только с разрешения взрослых, не пугать, не разорять гнезда).

Понедельник

Задание 1.
Родителям рекомендуется:
Предварительно дать представление о перелётных птицах. В помощь Вам книга «Подкидыш», «Кукушонок», автор: Виталий Бианки.
— Вспомнить вместе с ребенком, какое сейчас время года, какие изменения произошли в природе, откуда прилетают птицы весной? (Из тёплых стран). Почему они улетали? Как вы думаете, почему их называют перелётными? – Что общего у птиц? (голова, туловище, шея, крылья, хвост, клюв, перья, пух, лапы, грудь). Чем они отличаются? (размером, голосами, опереньем, окраской), почему птицы улетают в теплые края на зиму;
— Рассмотреть иллюстрации с изображением перелетных птиц (в приложении).

Задание 2.
Составь предложение из слов:
Скворец, тёплые края, прилетать.
Гнездо, высиживать, грач, птенцы.
Червяк, ласточка, птенцы, принести, голодные.
Небо, летать, кричать, журавль, большой.
Болото, утки, крякать, громко.
Лебеди, стая, пруд, плавать, красивые.

Задание 3.
Спросите у ребёнка «Чем питаются птицы?» (старайтесь что бы ребенок дал полный ответ!)
Птицы питаются червяками (бабочками, жуками, улитками, комарами, кузнечиками, гусеницами, стрекозами, муравьями, мухами).
Задание 4.
Игра «Четвёртый — лишний», (назвать лишнее и объяснить свой выбор) Ласточка, волк, заяц, кошка (лишняя ласточка, потому что это — птица, а остальные — животные).
Скворец, собака, кукушка, соловей.
Воробей, голубь, журавль, синица.
Грач, лебедь, утка, ворона

Конструирование в технике оригами «Грач»

Расскажите детям о перелетной птице грач.
Как только ранней весной солнышко брызнет яркими лучами на устланную белым снегом землю, как только начнёт таять лед на реках, к нам домой возвращаются грачи. Этих птиц в народе еще называют вестниками весны.
Облюбовав лесные полосы возле полей и лугов, грачи начинают строить свой дом. Строят они его на ветках деревьев из больших палок и хвороста. Устилают в середине мягким мхом и сухой прошлогодней травой.
Через некоторое время в гнезде появляются зеленовато — голубые яйца, покрытые коричневыми пятнами. Мама — грачиха садится их высиживать. А папа грач целыми днями добывает еду и кормит маму. Через 19 дней появляются птенцы. И папа грач носит еду уже для всей семьи. Через месяц окрепшие птенцы могут сами вылетать из дома и учиться у родителей добывать себе корм.
Кто видел, какой вид имеют грачи? Они чем похожи на ворон. Но, в отличие от них грачи стройнее, у них длинный клюв с загнутым вниз кончиком. Еще грачи не такие чёрные, как вороны. Перья птиц отливают фиолетовым или металлическим оттенком. Грач имеет модные штанишки, сделанные из длинных перьев.
Грачи любят жить колониями, большими семьями. Предпочитают селиться возле больших полей. Когда люди распахивают поле, на поверхности земли появляются личинки и червячки. Птицы важно ходят по полю и склёвывают эту еду. Это очень полезно для окружающей среды, потому что птицы очищают землю от вредителей. Еще грачи любят есть зерно, кукурузу и другие злаки.
В последние годы грачи приучились селиться в больших городах. Полюбили есть отходы пищи, которые выбрасывает человек. Особенно много этих птиц в городах зимой. Когда холодно и на полях лежит снег.
Птица грач считается очень умной и любознательной. Она может в добывании еды использовать такие подручные средства, как палка или камень. Грачей можно держать дома. Они становятся хорошими друзьями человеку и даже при правильном обучении могут быть отличными собеседниками.
Надо любить природу, наблюдать за животными и птицами. При возможности кормить их. И тогда мир станет более чудесным и разнообразным.

Берём квадрат из бумаги чёрного цвета, сгибаем по диагонали, получаем базовую форму «косынка».
Два противоположных угла квадрата сгибаем к центральной линии сгиба, получаем базовую форму «воздушный змей».
Теперь сгибаем навстречу оставшиеся свободными стороны с противоположной стороны.
Разворачиваем нижние углы, и делаем надрезы по диагональным линиям сгиба.
Отгибаем получившиеся надрезы вправо и влево, это будущие ноги нашего грача.
Сгибаем получившуюся конструкцию пополам так, чтобы все линии сгибов и разрезы оказались внутри неё.
Чтобы получить клюв грача, надо отогнуть угол и расправив его согнуть вовнутрь.
Оформляем глаза, вырезав их из белой и чёрной бумаги, а ноги покрасим черным маркером, если бумага не двусторонняя. (Этапы работы в приложении).

 

Вторник

Задание 1.
«Кого много в лесу?» (словоизменение)
В лесу много скворцов (ласточка, соловей, аист, грач, журавль, кукушка)

Задание 2.
«Сосчитай» (согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже):
Одна ласточка, две ласточки, пять ласточек (кукушка, скворец, соловей, аист, грач, журавль).

Задание 3.
«Скажи правильно» (использование глаголов в ед. и мн. числе):
Птица улетает, а птицы … (улетаЮТ)
(вылетает, залетает, прилетает, летает, клюёт, машет крыльями, прыгает, кричит, спит, вьёт гнездо, поёт)

Физминутка
Стихотворение со словами- действиями.
Птицы могут летать высоко (руки вверх),
Пролетать над озерами синими (присесть),
Улетать из гнезда далеко (руки вперед),
Ввысь взлетать над горами красивыми (руки вверх).
Облетать они могут лес (взмахи руками).
Залетать за башни высокие (встать на носки, потянуться),
Подлетать под низкий навес (присесть)
И слетать с крыш в ямы глубокие.

Рисование
Сегодня мы с Вами продолжим знакомиться с перелетными птицами.
В России обитает множество видов кукушек. Размер у каждого вида разный, но у всех у них тонкое туловище, длинный хвост и тонкие лапы. Очень долгое время считали кукушку плохой и даже вредной птицей. так как она откладывает свои яйца в гнёзда других птиц. Птенец кукушки вылупляется раньше и растёт быстрее, потом вытесняет яйца или прогоняет птенцов особи высидевшей птенца кукушки. И хозяину гнёзда приходится выкармливать только кукушонка.
И тогда решили отстреливать кукушек, очень быстро в лесах уменьшилось их количество. Но через некоторое время лес начал болеть от огромного количества насекомых и особенно гусениц. Поняли тогда люди какую ошибку совершили, и что кукушка приносит огромную пользу. А то что кукушонок уничтожает яйца других птенцов так это потому, что он очень прожорливый и всех мама-птица не сможет прокормить. Когда количество кукушек восстановилось и с лесом стало всё в порядке.

Сегодня мы с вами научимся рисовать кукушку.
Интересные факты о кукушке.
Кукушка — это птичка, которую мы чаще слышим, чем видим. Свое название она получила от латинского слова Cuculus, что означает «ку-ку» (звук, который этот вид птиц производит), и слова canorus, что означает «мелодия». На планете существует 4 подвида кукушек. В Европе зов кукушки рассматривается как первый предвестник весны. Многие местные легенды и предания основаны на этом, и с древности люди вдохновлялись этой птичкой и старались изобразить ее, задумываясь, как нарисовать. Кукушку услышать, да еще если у тебя есть при себе деньги, — это хорошая примета, означающая, что год пройдет в достатке.
В славянских странах кукушку считают вещей птицей и небесной посланницей. В древности у нее спрашивали о предстоящей погоде, будущем урожае, молодые девушки интересовались, как скоро они выйдут замуж и сколько у них будет детей. Считалось, что своим криком кукушка прогоняет все плохое — голод, бедность, плохую погоду.

Подготовим рабочее место: приготовим лист бумаги, мягкий простой карандаш, краски, цветные карандаши или фломастеры — по желанию (для раскрашивания), ластик

  1. Начнем со стандартной схемы, которая подойдет для рисования любой птички. Мы начнем с двух простых пересекающихся форм. Нарисуем круг для головы и овал для тела.
  2. Рисуем линии для хвоста, ног и клюва. Линии, сделанные для хвоста, должны идти вниз от тела-овала. Две коротенькие линии проведем, чтобы найти позиции для ног, вновь продлив вниз от туловища-овала. Кривая линия рисуется для будущего клюва примерно в середине круга-головы.
  3. Нарисуем крылышко с помощью вспомогательной линии, проходящей вдоль тела птички, затем соединим две линии, образующие его, примерно в центре хвоста. Пару изогнутых линий рисуем для когтей. Глаз добавим почти прямо в центре круга, чуть выше клюва
  4. Добавляем линию, разделяющую клюв, удлиняем его, немного удлиняем форму головы, приподнимаем грудь, прорабатываем крыло, заостряем и удлиняем его, хвост прорисуем мелкими деталями, сделаем закругленным, ступенчатым и с поперечными полосочками.
  5. Раскрашиваем (рисунок в приложении).

 

Среда

Задание 1.
Дидактическая игра «Кто больше назовет перелетных птиц».

Задание 2.
Найди перелетных птиц (смотреть приложение).

Задание 3.
Назови птенца:
У журавля – журавлята.
У скворца — ……
У грача – грачата.
У утки — ……
У гуся – гусята.
У кукушки — …….

Задание 4.
Подбери признак:
Кукушка (какая?) – пестрая …….. Аист (какой?) важный …….
Ласточка (какая?) — ……..

Задание 5.
Опиши птицу по плану:
— Название.
— Величина.
— Расцветка.
— Части тела: хвост, голова крылья, туловище, клюв.
— Чем покрыто туловище?
— Как подает голос?
— Чем питается?
— Как передвигается?
— Где живет – дупло, скворечник, гнездо ….
— Зимующая или перелетная.

Задание 6.
Выучить стихотворение

Возвращаются певцы
От полуденных лучей
Побежал с горы ручей,
И подснежник маленький
Вырос на проталинке.
Возвращаются скворцы –
Работяги и певцы,
Воробьи у лужицы
Шумной стайкой кружатся.
И малиновка и дрозд
Занялись устройством гнёзд:
Носят, носят в домики
Птицы по соломинке.
(Г. Ладонщиков)

Ответить на вопросы:
1. О чем говорится в стихотворении?
2. О каких птицах идет речь?
3. Откуда прилетели птицы?
4. Для чего птицы носят соломинки?

 

Четверг

Задание 1.
Придумать рассказ на тему: «Как птицы весну встречают».
– Вспомните отличительный признак птицы. (Туловище покрыто перьями.)
– По оперению мы обычно и узнаём птицу. А чем они ещё отличаются? (Формой тела, клюва, цветом оперения, голосом и т. д.)
– Каких птиц мы называем перелётными, а каких – зимующими?
– Какова главная причина того, что осенью многие птицы улетают от нас? (Отсутствие пищи: насекомых, рептилий и т. д.)
– Что позволяет птицам вернуться весной в родные края?
– Каждая перелётная птица возвращается в родные края в определённое время.

Задание 2.
Нарисовать рисунок на тему «Воробей сел на ветку»
Ход: перед выполнением рисунка проводится краткая беседа о пользе, которую приносят птицы, о бережном отношении к пернатым друзьям, заботе о них, наблюдении за птицами в окно. Рассматриваются иллюстрации, фотографии и т. д. Выявляются характерные особенности внешнего вида птиц и их повадок. Рисуем воробья
(Схема рисунка воробья в приложении)

 

Пятница

Итак, подводим итог.

  • Рассмотрите с детьми иллюстрации птиц и пусть дети расскажут о них основные сведения.
  • Сделать поделку из пластилина. Тема: «Ласточка».
  • Создать пернатую красавицу можно из одного брусочка черного пластилина, также дополнительно потребуются белый и капелька жёлтого.
  1. Скатайте стройное тело птички.
  2. Второй этап – лепка круглой головы, но меньшего размера.
  3. Скрепите два начальных элемента. Если пластилин мягкий или тщательно размят в руках, то такая процедура не вызовет затруднений, достаточно часть массы с головы просто намазать на область шеи.
  4. Сделайте ласточке белую грудку, используя белую лепешку.
  5. У ласточки изящные остроконечные крылышки, поэтому чтобы их слепить, создайте детали из чёрного пластилина, по форме напоминающие запятую. Острие стека поможет создать иллюзию перышек, просто сделайте продольные борозды.
  6. Приставьте более широкую часть крыльев по бокам от туловища и надавите на них, чтобы они прилипли.
  7. Для создания острого хвостика скатайте шарик и придаем шарику каплеобразную форму, затем каплю разрежьте вдоль. Чтобы хвост держал свою форму, вставьте в него тонкую проволоку.
  8. Присоедините хвост на свое место и тщательно размажьте пальцами переход
  9. Осталось дополнить поделку мелкими деталями, чтобы ласточка приобрела правдоподобный облик. К таким элементам относятся глаза, клюв и лапки. (Рисунок в приложении).

 

Немного математики

Если ребёнок затрудняется в решении задач дайте ему предметы для счёта (палочки, карандаши, пуговицы и т. д.)

Задача на нахождение суммы:

Миша и Витя ходили на рыбалку. Миша поймал 4 рыбки, а Витя – 2. Сколько всего рыб поймали мальчики вместе?

Решение: 4+2=6

Ответ: вместе мальчики поймали 6 рыб.

Задача на нахождение остатка:

В вазе было 5 яблок. Маша съела 2 яблока. Сколько яблок осталось в вазе?

Решение: 5–2=3

Ответ: в вазе осталось 3 яблока.

Задачи на нахождение неизвестных компонентов.

Задача на нахождение первого слагаемого:

Нина вылепила из пластилина несколько ягод и 1 мишку. Всего она вылепила 5 фигур. Сколько ягод вылепила Нина?

Решение: 5–1=4

Ответ: Нина вылепила 4 ягоды.

Задача на нахождение второго слагаемого:

Витя вылепил 4 медведей и несколько зайчиков. Всего он вылепил 7 фигур. Сколько зайчиков вылепил Витя?

Решение: 7–4=3

Ответ: Витя вылепил 3 зайчиков

Задача на нахождение уменьшаемого:

Дети сделали на ёлку несколько гирлянд. Одну из них уже повесили на ёлку, у них осталось 3 гирлянды. Сколько всего гирлянд сделали дети?

Решение: 3+1=4

Ответ: Дети сделали 4 гирлянды.

Задача на нахождение вычитаемого:

Дети сделали 7 гирлянд на ёлку. Когда они повесили на ёлку несколько гирлянд, у них осталась 1 гирлянда. Сколько гирлянд повесили на ёлку?

Решение: 7–1=6

Ответ: На ёлку повесили 6 гирлянд.

Задачи на нахождение больше на несколько единиц:

На тарелке лежали сливы и персики. Слив было 6, а персиков – на 2 больше. Сколько персиков лежало на тарелке?

Решение: 6+2=8

Ответ: на тарелке лежало 8 персиков.

 

Нашим ребятам очень нравятся графические диктанты.

(Смотреть в приложении)

 

Приложение

Наверх