Тема недели «Народная культура и традиции»

 

Цель:
1. Ознакомление воспитанников с волшебной сказкой, афоризмами, народными приметами, героическим эпосом; дать сведения о частушке, собирании и сочинении.
2. Расширение представлений об искусстве, традициях и обычаях народов России.

 

Формирование целостной картины мира
Тема: «Знакомство с бытом и традициями на Руси»
Цель:
• продолжать знакомить детей с бытом крестьян, убранством русской избы традиционными русскими народными праздниками.
• прививать любовь и интерес к традициям и обычаям русского народа, приобщая к истокам духовной культуры.

— Русь деревянная- края дорогие
Здесь издавна русские люди живут
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют.

-Как вы думаете, почему Русь деревянной называли?
Дети: Всё строили из дерева.

-Давным – давно, на Руси люди строили себе жилища из брёвен. Такие дома называли избами. И всё-то в ней было сделано из дерева: пол, потолок, стены, мебель и многое другое.

Послушайте загадку и подумайте, что же самым главным было в деревенской избе?
-Стоит Матрёна, здорова, ядрёна, пасть открывала, что дают глотала (печь)
Показ презентации

Предложите детям прослушать русскую народную песню «Ах вы сени, мои сени…»

 

Формирование элементарных математических представлений
Тема: «Деньги»
Цель: дать представление о деньгах вчера, сегодня, завтра;
упражнять в счёте в пределах 10;
учить составлять предмет из восьми треугольников; расширять кругозор.

Предложите детям посмотреть презентацию

Попросите ответить на вопрос: зачем людям деньги, объясните, что деньги – это эквивалент обмена.

Посмотрите с ребёнком обучающий мультфильм, способствующий развитию элементарных математических представлений (формирование понятий “число – количество». Ежедневные упражнения в счете готовят ум к вычислениям.

 

Предложите детям представить себя в роли архитекторов, занимающихся строительством домов. Улицы есть, а домов — нет. Их нужно сделать из треугольников. Предложите детям сначала подумать, какой дом они хотят построить, а затем начинать его делать. Когда закончат строительство своих домов, можно наклеивать их на ватман таким образом, чтобы получилась улица.

Задайте детям вопросы:
— Рассмотрим ваши дома на улицах и сравним их.
— Чем отличаются ваши дома? (размером, строением)
— Чем похожи ваши дома (построены из треугольников)
— Каких домов больше? (высоких)
— Сколько домов на каждой улице? (по 8 домов)
— Какие дома ближе? Какие дальше расположены?(ближе расположены высокие дома, а дальше –низкие)
— На какой улице домов больше? (на длинной улице домов больше)
— Сколько домов на двух улицах? (на двух улицах 16 домов)
— Давайте дадим названия нашим улицам. (дети предлагают названия улиц.

Чтение художественной литературы
Тема: «Зимовье зверей»
Цель:
• формировать у детей элементарные представления о последовательности постройки дома – русской избы;
• учиться высказывать свои мысли, обосновывать свою точку зрения;
• развивать творческое воображение.

 

Проведите с детьми физкультминутку.

-Надумали бык, баран, свинья, кот и петух в лесу зимовье строить
-Бык стал бревна носить (идут медленным шагом на всей стопе, положив ладони на плечо)
-На доски пилить (Скользящие движения ладонями)
-Баран щепу дерет(Стукают кулачками друг о друга)
-Кот щели затыкает (Поворот корпуса вправо влево)
-Петух крышу настилает (делают руками крышу над головой)
-Вот готов зимний дом, места хватит всем в нем, хорошо звери живут, вместе пляшут и поют!
Задайте детям вопросы, закрепите прочитанное:

Давайте вспомним:
— Кто что делал?
— Бык «столбы тесал»- выравнивал бревна;
— Баран «щепу драл» -мелко колол дерево на щепки;
— Свинья «глину месила», кирпичи клала;
— Кот мох носил, «стены конопатил»-затыкал щели в стенах;
— Петух крышу крыл.)
— Что значит «рубить избу»? (строить дом)

 

Попросите ребёнка нарисовать рисунок по прочитанной сказке или показать сказку с помощью игрушек.

 

Художественное творчество (лепка)
Тема: Нарядный индюк (по мотивам дымковской игрушки).
Цель:
• продолжать знакомство с дымковской игрушкой, как видом народного декоративно –
прикладного искусства;
• учить лепить индюка из конуса и дисков;
• создать условия для творчества по мотивам дымковской игрушки, воспитывать интерес к дымковской игрушке.
Предложите детям рассмотреть иллюстрации с изображением народных осенних гуляний, ярмарок, людей в народных костюмах. Обратите внимание детей, что в старину игрушки для детей покупали на ярмарках, изготавливали их кустари умельцы.

 

Художественное творчество (рисование)
Тема: Деревья смотрят в озеро «монотипия» (по сырому).
Цель:
• продолжать знакомить детей с новой техникой рисования двойных (зеркально симметричных) изображений;
• совершенствовать технику рисования акварельными красками;
• расширить возможности способа рисования «по мокрому» с получением отпечатков как выразительно-изобразительного средства в детской живописи;
• учить детей составлять гармоничную цветовую композицию, передавая впечатления об осени адекватными изобразительными средствами;
• воспитывать интерес к познанию природы и отображению представлений в изобразительной деятельности.

 

Познавательная деятельность (конструирование. Работа с природным материалом)
Тема: «Девочка с коромыслом»
Материал и инструменты: желуди двух форм: округлой формы (маленькие) для головы, продолговатой (средней величины) — для туловища, сухая сосновая шишка, половинки скорлупы лесного ореха, пять веточек разной формы, проволока, пластилин, спички без серы, кусочки яркой ткани для платочка, деревянный брусок, шило, ножницы.
Цель:
• закрепить умение работать со схематическим рисунком образца, планом-схемой последовательности создания поделки;
• развивать умение отбирать необходимый материал, учитывая цвета, оттенки, форму, размер;
• формировать дружеские взаимоотношения в процессе работы.

Рассмотрите с детьми картинки, иллюстрирующие деревенский быт. Поясните, что раньше не было водопровода и люди приносили воду в дом из колодца или речки.
Покажите приспособление для облегчения переноски воды – коромысло.

 

Предложите детям сделать девочку с коромыслом из природного материала.

Наверх